Рецепт работающей вакансии: на какие предложения откликаются соискатели

Рынок труда стал рынком соискателей. Особенно сложно малому и среднему бизнесу. Работодатели ищут персонал, борются за сильных кандидатов, и в этой гонке один из главных инструментов — правильно оформленная вакансия. Эксперты hh.ru Лидия Красильникова, старший менеджер отдела брендинговых продуктов, и Анастасия Норова, продакт-маркетинг-менеджер брендинговых продуктов, рассказали, как ярко описать позицию, чтобы привлечь соискателей. Мы собрали их советы в гайд — читайте и применяйте на практике!

Чтобы на позицию были отклики, важно понимать, что может предложить рынок труда, какие соискатели присутствуют на нём, какие у них запросы и критерии выбора.

Подбор кадров — сейчас непростая задача и для малого, и для большого бизнеса. В стране стало меньше работников в самых востребованных работодателями возрастных группах 20−24 года и 25−29 лет, а доля сотрудников старшего возраста выросла.

Дефицит кадров — во многом последствие «демографической ямы» 1990‑х, свою роль сыграли и события последних лет. Чтобы привлечь и удержать персонал, компании вынуждены увеличивать зарплаты. Так, медианная предлагаемая зарплата в вакансиях в июле 2023‑го на 38% выше, чем в январе 2022‑го. Но аналитики прогнозируют: разрыв между количеством вакансий и резюме продолжит расти.

Рецепт работающей вакансии: на какие предложения откликаются соискатели

Почему вакансия может остаться незамеченной

Эксперты hh.ru провели исследование и составили топ-5 критериев, по которым соискатели выбирают место работы.

Рецепт работающей вакансии: на какие предложения откликаются соискатели

Все эти критерии так или иначе отражаются в тексте вакансии и влияют на все этапы воронки подбора. Если важный для кандидата критерий не соответствует его запросу или просто не указан, вакансия остаётся «в тени» и не получает откликов.

Как создать яркое предложение кандидатам: семь шагов в создании вакансии

Итак, давайте пошагово разберём, что надо сделать, чтобы ваши вакансии получили отклики от подходящих кандидатов.

Шаг 1. Выберите тип публикации

Каждый из типов публикаций вакансий на hh.ru — «Стандарт», «Стандарт плюс» или «Премиум» — подходит для разных ситуаций. Чтобы понять, какой именно подходит вам, определитесь:

► насколько срочно вам нужен новый сотрудник;
► в каком населённом пункте вы ищете соискателей (большом или маленьком);
► сколько времени в неделю вы готовы тратить на собеседования;
► насколько высокие требования к кандидатам вы предъявляете;
► какой уровень конкуренции в регионе по конкретной позиции.

Ответы по первым пунктам вы можете сформулировать самостоятельно. А проверить уровень конкуренции поможет hh.ru. Есть два бесплатных способа:

1. Если вы ещё не опубликовали вакансию, зайдите в раздел «Аналитика подбора» во вкладке «Конкурентный анализ вакансии». Введите основные требования, обязанности и зарплатные возможности по конкретной вакансии. А наш сервис покажет информацию о загруженности рынка труда в этой сфере (все данные основаны на анализе вакансий на hh.ru, которые размещены в данный момент).

Вы поймёте, рыночную ли зарплату предложили. Также вы увидите, сколько сейчас доступных соискателей на рынке, какие у них ключевые навыки и зарплатные ожидания. Это отличный способ ещё до публикации вакансии понять, насколько релевантны ваши требования и соотносятся ли они с рыночными.

2. Если вы уже опубликовали вакансию, можете оценить уровень конкуренции на рынке во вкладке «Статистика по вакансиям» в разделе «Аналитика».

Затем переходите к выбору типа публикации.

Выбрав «Премиум», вы получите стабильно большой поток соискателей. Новые резюме нужно разбирать оперативно, так как на рынке дефицит персонала и кандидаты могут быстро уйти в другую компанию.

Тип «Стандарт плюс» даст не такой активный поток резюме, но вы точно сможете назначать несколько собеседований в неделю. Этот тип публикации даёт в три раза больше откликов по сравнению с вакансией «Стандарт».

Вакансии «Стандарт» подойдут для публикации однотипных объявлений в нескольких регионах сразу. Они рассчитаны на небольшие города, где конкуренция среди кандидатов невысока.

Чтобы вам было проще выбрать тип вакансии, мы составили список условий. Если хотя бы три из них для вас актуальны, выбирайте «Стандарт плюс» или «Премиум»:

► Вы ищете сотрудников в городе с численностью населения более 500 000 человек.
► Найти человека нужно срочно.
► Одновременно нужно нанять несколько человек на одну позицию.
► На рынке высокая конкуренция за людей нужной вам специальности.

Шаг 2. Определитесь с названием вакансии

Название вакансии — это первое, на что смотрят соискатели. По результатам исследований и внутренней аналитики популярных позиций мы выявили несколько главных правил. Придерживайтесь их, чтобы получать больше откликов.

✅ Короткое название

Данные hh.ru показывают, что кандидаты лучше воспринимают названия вакансии не длиннее четырёх слов. Этого им достаточно, чтобы оценить своё соответствие позиции и принять решение — читать описание дальше или пропустить.

✅ Отсутствие дополнительных символов

Скобки, кавычки и другие знаки мешают умному поиску hh.ru показывать ваши вакансии подходящим кандидатам — алгоритму машинного обучения сложнее считывать главное из названия, продираясь через неинформативные символы.

✅ Золотая середина между креативом и канцеляритом

Одинаково плохо работают формулировки из штатного расписания и чересчур необычные названия вакансий, например «властелин продаж» вместо «менеджер по продажам». Соискатели не понимают, чем им придётся заниматься, а умный поиск не показывает объявления так часто, как хотелось бы. Необходимо понятное наименование.

✅ На русском языке

Используйте иностранный язык только в случае, когда владение им — это входной фильтр для кандидатов. В таком случае и описание вакансии стоит сделать на этом же языке. В других ситуациях вы можете отпугнуть соискателей: такие вакансии, по статистике, просматривает меньше людей.

Шаг 3. Проверьте зарплату

Уровень зарплаты — второе, на что смотрят соискатели при изучении вакансии на hh.ru, и главное, что заставляет кандидатов откликаться*. Чтобы проверить, насколько ваше предложение соответствует рынку, откройте вкладку «Статистика по вакансиям» из раздела «Аналитика подбора» (о ней мы говорили выше).

Если вы укажете в вакансии зарплату ниже, чем у компаний — конкурентов в аналогичных позициях, то закономерно получите меньше откликов. Зарплата в рынке или чуть выше привлечёт больше соискателей и позволит быстрее найти сотрудника.

Шаг 4. Почистите описание вакансии

Многим хочется написать в вакансии обо всём: от истории создания компании и стратегии на ближайшие годы до перечисления имён будущих коллег. Остановитесь: это не поможет кандидату принять решение об отклике.

Помните, что описание влияет на сниппет — короткую формулировку вакансии. Кандидаты видят сниппет, когда просматривают список объявлений на странице выдачи вакансий. Именно эти несколько предложений и основные данные (название вакансии, город, компания и зарплата) оценивает соискатель в первую очередь. Если они привлекательны, то кандидат раскроет полное описание, а если нет — пролистнёт.

Сниппет формируется из полного описания вакансии. Специальная система отбирает из него ключевые сведения и показывает их в выдаче.

4 правила понятного и привлекательного описания вакансии

  • Не меняйте последовательность блоков и не переименовывайте их.
  • Уберите вступительные слова и абстрактные формулировки.
  • Сократите текст.
  • Проверьте грамотность текста во всех блоках.

Шаг 5. Укажите знакомое название компании

Название компании и логотип — ваша визитная карточка. Отнеситесь к заполнению этих полей на странице работодателя на hh.ru внимательно. Если ваша компания уже известна в своём регионе, лучше использовать это название, а не официальное юридическое наименование. На такие вакансии быстрее откликаются.

Шаг 6. Выберите правильное время для публикации

Кандидаты не сидят на hh.ru в режиме 24/7 в ожидании новых вакансий. Статистика сервиса показывает, что разные группы соискателей ищут работу в разные дни недели и время суток.

Чтобы получить больше откликов, размещайте вакансии перед появлением основного потока кандидатов на hh.ru или прямо в этот момент.

Как узнать, когда это происходит для конкретной вакансии? Вам поможет личный кабинет. Откройте вкладку «Активность соискателей», она находится в личном меню под номером клиента.

Шаг 7. Оставьте ваши контакты

Тип контактов тоже зависит от вашей аудитории. Для разных вакансий нужно оставлять разные способы связи: номер телефона, мессенджер, имейл. Например, для линейных позиций (грузчики, кассиры и т. д.) будет эффективнее номер телефона, чем другие способы связи.

Антипримеры и ошибки, которые не стоит допускать

Проверьте себя. Вот несколько реальных вакансий — что с ними не так, как их можно улучшить? Правильные ответы — под спойлером.

Пример 1.

Рецепт работающей вакансии: на какие предложения откликаются соискатели

Ответ:

Информация идёт сплошным текстом, в ней тяжело ориентироваться. В описании вакансии много пунктов, важные условия никак не выделены. Перепутаны местами блоки «Условия» и «Обязанности».

Пример 2.

Рецепт работающей вакансии: на какие предложения откликаются соискатели

Ответ: в условиях сбилось форматирование, пункты списка не выделены. А в требованиях их и не было — всё сплошным текстом.

Пример 3.

Рецепт работающей вакансии: на какие предложения откликаются соискатели

Ответ: много лишнего в описании вакансии, слишком длинные строки и разные буллеты (и тире, и цифры). В первую очередь надо писать то, что важно для вашего кандидата.

Пример 4.

Рецепт работающей вакансии: на какие предложения откликаются соискатели

Ответ: фантазийное название вакансии, которое непонятно ни соискателям, ни алгоритмам поиска.

Как ещё влиять на отклики

Правильно составленный текст вакансии очень важен. Но если у вас много просмотров и мало откликов, приходит не та целевая аудитория или вы планируете начать работу с брендом работодателя, вы можете также воспользоваться шаблоном вакансии. Это помогает:

  • ощутить дополнительное доверие к потенциальному работодателю;
  • выделить компанию;
  • повысить узнаваемость работодателя.

Брендированные вакансии заметнее: соискатель, как и HR, часто читает вакансию «по диагонали». И запоминает только основное, то, что бросается в глаза. Благодаря картинкам в верхней и нижней части вакансии мы можем донести больше информации, чем в длинном тексте.

В брендированной вакансии мы можем показать:

  • кого ищем;
  • какие ценности есть в компании;
  • какая атмосфера в коллективе;
  • какие преимущества предлагаем;
  • на какие направления идёт сейчас найм.

Это поможет соискателю быстрее считать важные смыслы, сформировать доверие к работодателю и оставить отклик.

Брендированные шаблоны вакансий увеличивают количество релевантных откликов.

Создать свой шаблон можно в конструкторе брендированных вакансий.

  • Используйте реальные фотографии своего офиса, команд, людей или абстрактные картинки с логотипом компании.
  • На изображении не нужен текст, потому что это создаст дублирование информации для соискателей, которые пользуются мобильным приложением.
  • Настройте область изображения, которую будет видеть соискатель в телефоне, в настройках при загрузке изображения.
Рецепт работающей вакансии: на какие предложения откликаются соискатели
Нажмите на изображение, чтобы увеличить его

Один шаблон можно использовать для неограниченного количества вакансий. Но если вы набираете персонал в разные отделы, лучше создать разные шаблоны, учитывая особенности каждой категории работников.

🔄 Материал обновлён 18 декабря 2023 года

К другим статьям